ДТП — наезд на пешехода, при чем здесь скорость

23
Ноя
2019

Поздно вечером 22 ноября, недалеко от Киева легковой автомобиль Opel на большой скорости совершил наезд на двух пешеходов, которые переходили проезжую часть в неположенном месте. Оба пешехода погибли. Предварительно ДТП произошло на неосвещенном участке дороги. Такого содержания сообщения прошлись в социальных сетях.

Неподалеку от описанной ДТП (ок. одного километра), водитель автомобиля КИА также сбил пешехода, который внезапно вышел на проезжую часть. Пешехода с тяжелыми травмами госпитализировали.

В первом случае, уголовное дело будет расследоваться по ч. 3 ст. 286 УК Украины, и в случае доказательства вины, виновному будет грозить уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.

В случае ДТП, в котором пешехода госпитализировали — ч. 2 ст. 286 УК — лишение свободы от 3 до 8 лет.

Казалось бы, пешеходы переходили дорогу в неположенном месте, через неосвещенный участок дороги. Водителю просто не повезло. Однако, угадайте кого следствие будет пытаться привлечь к уголовной ответственности?

На месте ДТП сотрудники следственно-оперативной группы проводят осмотр места ДТП, по результатам которого составляется протокол осмотра места происшествия и схема, на которой отражают все зафиксированные следы, дорожная разметка. Теперь следователи будут устанавливать, когда водитель транспортного средства увидел пешеходов, как пешеходы себя вели, какой был темп их движения, с какой скоростью двигался автомобиль. Все это для того, чтобы в конце досудебного следствия дать ответ мог ли водитель избежать наезда при условии, если бы он соблюдал требования правил дорожного движения.

Поскольку говорят о большой скорости транспортных средств, можем смело предположить, что водителям транспортных средств будут инкриминировать превышение разрешенной скорости, что привело к наезду на пешеходов (которые переходили дорогу на темной неосвещенном участке в неположенном месте).

Вопрос скорости движения транспортного средства во время расследования ДТП с пострадавшими является одним из самых актуальных. Установив скорость, с которой двигалось транспортное средство непосредственно перед наездом, эксперт может указать имел ли возможность водитель избежать наезда.

Не всегда установить скорость удается с помощью следовой информации, оставленной на месте ДТП, поэтому часто скорость берут с показаний свидетелей, которые были очевидцами ДТП. В таком случае, если свидетель скажет, что автомобиль двигался со скорость 70-80 км/ч. или 100-120 км/ч., именно эти показатели будут применяться при расследовании ДТП и проведения экспертных расчетов.

Многие свидетели, которые дают показания следователю, не осознают важность предоставленной ими информации, легкомысленно предполагая какие-то данные, о которых они говорят. Очень часто, в судебном заседании, когда уже водителя транспортного средства привлекают к уголовной ответственности, когда идет допрос свидетеля, адвокат обвиняемого устанавливает, что свидетели не уверены в том, с какой скоростью двигался автомобиль. Иногда бывает даже и так, что свидетели прямого говорят, что указали скорость со слов следователя, который их допрашивал.

На сколько реально стороннему наблюдателю точно измерить скорость движения транспортного средства, особенно, если такой наблюдатель наблюдает за автомобилем секунды, иногда и доли секунды? Вопрос риторический и ответ на него даст каждый сам себе. Сейчас не об этом.

Обратим внимание на скорость движения транспортного средства — 50 км/ч. При такой скорости, автомобиль за одну секунду проезжает 13,9 метров. Когда водитель начинает тормозить, автомобиль не останавливается резко, а только начинает замедляться, тем самым продолжая движение. Для того чтобы водитель начал тормозить ему нужно нажать на педаль торможения, и чтобы тормозной механизм начал работать. Это также время, в течение которого автомобиль продолжает двигаться. Но, для того чтобы водитель начал тормозить он должен понять, что происходит какая-то ситуация, оценить эту ситуацию и принять решение, что в такой ситуации нужно тормозить. В это время автомобиль движется.

В среднем, для того чтобы автомобиль остановился в обычных условиях, с момента возникновения опасности транспортное средство преодолевает около 30-32 метров (такие показатели могут меняться, например в зависимости от транспортного средства, шин, которые установлены, погодных условий, материала, из которого сделано дорожное покрытие и т.д.). Если скорость автомобиля 70 или 110 км/ч., соответственно расстояние, которое преодолевает транспортное средство до полной остановки больше.

Иногда эксперты приходят к выводу, что за предоставленных им данных, водитель, если бы соблюдал требования ПДД, остановил бы транспортное средство за 1 метр до места наезда и, соответственно мог бы избежать наезда, а потому он нарушил требования правил безопасности дорожного движения и должен быть привлечен к уголовной ответственности.

И очень часто такие выводы делаются на основании предоставленных субъективных показаний свидетелей о скорости транспортного средства.

Адвокат по ДТП, осуществляя защиту водителя, подозреваемого, обвиняемого (или если мы можем с самого начала предположить, что цель следствия — собрать доказательства чтобы обвинить водителя) в совершении преступления, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 286 Уголовного кодекса (ДТП с пострадавшими), должен с самого начала работать с теми доказательствами, которые есть, находить новые доказательства.

Больше всего шансов получить достаточно объективные данные, в т.ч. и те, которые могут подтвердить или опровергнуть скорость движения — на месте ДТП, сразу же после ДТП, когда вся следовая информация еще сохранена. Кроме этого, на месте ДТП, адвокат может быть участником осмотра места ДТП, тем самым контролировать чтобы следователь, осуществляет соответствующий осмотр, зафиксировал необходимую для защиты информации полно и правильно.

Показания водителя, которые он дает, также имеют важное значение, в т.ч. и для установления скорости движения, других важных данных. Водитель должен готовиться к допросу у следователя, чтобы его же показания в будущем не помешали ему. Иногда лучше вообще отказаться от каких-либо показаний. Правильное решение лучше принимать вместе с опытным адвокатом.

Работа адвоката по ДТП, который оказывает правовую помощь водителю-участнику ДТП, заключается и в том, чтобы подготовить водителя к допросу. Ни в коем случае не нужно путать с подготовкой к даче заведомо ложных показаний. Кроме показаний водителя, у следствия есть еще и другая информация, а потому, показания свидетеля будут проверяться на их правдивость, то есть, могут ли они соответствовать действительности, с учетом других объективных доказательств.

Например, водитель говорит, что наехал на пешехода правым боковым зеркалом (которое действительно может быть разбитым), но следы на одежде пешехода, на дороге, повреждения транспортного средства и т.п. дают основания считать, что наезд произошел левой передней частью автомобиля.

Возвращаясь к упомянутым в самом начале ДТП с пострадавшими, предполагаем, что обоих водителей попытаются обвинить в нарушениях, которые привели к ДТП с наездом на пешехода. Такими нарушениями следствие будет видеть превышение безопасной скорости движения. Учитывая это, защитник этих водителей должен будет опровергать, что именно большая скорость (если действительно была, а это должны доказать следователи) транспортных средств стала причиной наезда на пешеходов, которые в темное время суток переходили неосвещенную проезжую часть в неположенном месте.

Ранее АвтоЮрист рассказывал, на что влияют данные скорости и времени, когда происходит расследование ДТП с пострадавшими.

Выезд адвоката на место ДТП
Уголовные дела по ДТП (ст. 286 УК Украины)
Административные ДТП (ст. 124 КоАП)

Юридическая консультация адвоката по ДТП, выезд адвоката на место ДТП, подготовка документов в полицию, в суд, апелляционная жалоба, защита в уголовном производстве, участие в следственных действиях (осмотр места ДТП, допрос, обыск, избрание меры пресечения, следственный эксперимент, экспертиза по ДТП и т.д.), дела о лишении водительских прав и др.

Звоните: 067 157-24-14 (после 20.00 — Viber, WhatsApp, Telegram), 093 602-83-47

Следите за нашими публикациями, подписывайтесь на нас в социальных сетях: https://Facebook.com/AutoYrist, https://Instagram.com/AutoYrist и канал https://YouTube.com/BogdanGlyadyk