Лишения свободы на один год за ДТП на электросамокате — приговор суда

8
Июл
2021

Проблема мелкого электротранспорта в украинском дорожном движении назрела уже давно. Заключается она в неурегулирования статуса таких средств для передвижения в законодательстве, соответственно, отсутствия правил, которые должны применяться к таким средствам и, как следствие, отсутствие юридических оснований для привлечения к ответственности за какие-то нарушения.

Этот вопрос обсуждается уже давно. В прошлом году в Верховной Раде были зарегистрированы два законопроекта, которые хоть и со скрипом, но все же устанавливали какой-то юридический статус этим средствам и их пользователям. Один из законопроектов проголосован в первом чтении. Однако на этом все и остановилось.

На сегодня такие средства и их пользователи «вне закона». Они не незаконны. Но одновременно они и незаконны. Однако, поскольку отсутствуют правила пользования таким средством, отсутствует и легальная юридическоя прчина привлечения к ответственности пользователей таких средств.

Однако, один из районных судов это не остановило. По делу, пользователь осуществляла движение на электросамокате и совершила наезд на пешехода, который получил травмы средней тяжести.

В суд был передан обвинительный акт, согласно которому лицо, которое пользовалось электросамокатом, обвиненно в совершении уголовного преступления, предусмотренного статьей 291 Уголовного кодекса Украины (нарушение действующих на транспорте правил, обеспечивающих движение, а также нормативно-правовых актов, норм и правил изготовления, переоборудования, ремонта транспортных средств, если это повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом от 34 000 грн. до 85000 грн. или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет). По результатам рассмотрения этого дела суд постановил обвинительный приговор, которым признал обвиняемого виновным и применил наказание — один год лишения свободы, с освобождением от отбывания наказания с испытанием на один год (фактически — год условно).

Уже с самого начала приговора, по моему убеждению, в случае его обжалования в апелляционной инстанции, он должен был бы быть отменен (по делу обвиняемый признал вину и приговор вступил в силу, его не обжаловали).

Прежде всего, в приговоре указывается следующее: «управляя электрическим самокатом «Хіаоmі Мі Electiric Scooter М365», который согласно п. 1.10 Правил дорожного движения Украины является транспортным средством». Обоснованию тому, что электрический самокат является транспортным средством не уделено больше ни слова.

Однако, согласно пункту 1.10 Правил дорожного движения, нет ни одного определения, которое позволяет применить трактовку электрического самоката как транспортного средства (и это та проблема, которая сегодня существует: мелкий электротранспорт не имеет статуса. В ПДД есть определение статуса механических транспортных средств, грузового автомобиля, велосипеда, легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда, пешеходов, велосипедистов, погонщиков животных и др. Однако под никакой статус этот электрический самокат не подпадает).

Поэтому, только на этом основании, что суд выдает желаемое за действительное, данный приговор должен быть отменен.

Вирок ст. 291 КК — електросамокат — адвокат по ДТП Богдан Глядик

Вместе с тем, если суд допускает, что данный электрический самокат является транспортным средством, тогда возникает другой вопрос — квалификация обвинения. В таком случае действия обвиняемого должны были бы быть квалифицированы по ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса Украины (Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее средней тяжести телесное повреждение).

Кстати, в вину обвиняемому ставят нарушение п. 11.13 ПДД (Запрещается движение транспортных средств по тротуарам, пешеходных дорожках). Однако, как мы уже выяснили, под определение транспортного средства устройство не подпадает (согласно Закону о дорожном движении и Правил дорожного движения).

Адвокат Богдан Глядик

Выезд на место ДТП
Административные дела ДТП (ст. 124 КоАП)
Уголовные дела ДТП (ст. 286 УК)

Юридическая консультация адвоката по ДТП, ✔ выезд адвоката на место ДТП, ✔ расследование ДТП, ✔ подготовка документов в полицию, в суд, административная жалоба, исковое заявление, апелляционная жалоба, кассационная жалоба, ✔ защита в уголовном производстве по ст. 286 УК (ДТП с пострадавшими), ✔ участие в следственных действиях (осмотр места ДТП, допрос, обыск, избрание меры пресечения, следственный эксперимент, экспертиза по ДТП и т.д.), ✔ возврат водительских прав, ✔ дела о взыскании материального и морального вреда и др.

Адвокат по ДТП: 067 157-24-14 (после 20.00 — Viber, WhatsApp, Telegram), 093 602-83-47

Следите за нашими публикациями, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Facebook, Instagram, Twitter и канал YouTube, а также на наш Telegram-канал