Водитель несет уголовную ответственность, даже если ПДД нарушил пешеход

12
Май
2020

Очередное решение Верховного Суда, которое почему-то приобретает резонанс. Решение, на мой взгляд, обычное и ничем не особенное для украинской правоприменительной практики. Однако в СМИ новость об этом выходит под громкими заголовками типа «суд запретил водителям сбивать пешеходов».

Суд сказал, что даже если пешеход переходит дорогу на запрещающий сигнал светофора, водитель понесет уголовную ответственность, если осуществит наезд на этого пешехода, при условии, что у него была техническая возможность избежать такого наезда. Еще одним обязательным условием ответственности водителя — последствия, которые наступают после наезда: пострадавший должен получить средней тяжести или тяжелые травмы, или погибнуть.

В конкретном деле, которое рассматривал Суд, сделан вывод: противоправность действий пешеходов не исключает виновность водителя, поскольку в результате грубого нарушения пешеходами Правил дорожного движения и независимо от причин возникновения опасности для движения или препятствия, водитель обязан выполнить требование пункта 12.3 Правил дорожного движения, если имел техническую возможность и немедленно принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия.

В прошлом году в СМИ была распространена информация типа «отменили правило, что пешеход всегда прав». Мы писали об этой т.н. «отмене» здесь.

Но многие водители, исследуя судебное решение уже решили, если пешеход нарушает ПДД, тогда водитель не несет ответственности за наезд на такого пешехода (это ярко видно в комментариях в социальных сетях).

Я уже неоднократно отмечал, что в случае ДТП с пострадавшими (в т.ч. ДТП с наездом на пешехода) первоочередной и главный вопрос, который ставит следователь, расследующий конкретное дело — имел ли возможность водитель избежать столкновения (наезда). Если при условии соблюдения требований ПДД, у водителя была техническая возможность избежать столкновения с другим транспортным средством или наезд на пешехода, такой водитель будет привлекаться к уголовной ответственности (при соответствующих тяжелых последствиях).

Однако, поскольку позиция адвокатов по ДТП, как оказалось, для многих водителей — не аргумент, поэтому вот еще одно (очередное) решения Верховного Суда.

Противоправность действий пешеходов не исключает виновность водителя, поскольку в результате грубого нарушения пешеходами Правил дорожного движения и независимо от причин возникновения опасности для движения или препятствия, водитель обязан выполнить требование пункта 12.3 Правил дорожного движения, если имел техническую возможность и немедленно принять меры для снижения скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия.

Рассматривая конкретное дело, в котором пешеход, нарушая требования ПДД совершил движение на запрещающий (красный) сигнал светофора, ВС отметил, что тот факт, что в результате грубого нарушения Правил потерпевший (то есть пешеход) создал опасность для дорожного движения, не вызывает сомнения. Однако, независимо от причин возникновения опасности для движения или препятствия, водитель обязан выполнить требование пункта 12.3 Правил и немедленно принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия.

Фактически, на предварительном расследовании, следователь устанавливает была ли у водителя возможность избежать наезда на пешехода. Если следствием будет собрано достаточно доказательств, что водитель, соблюдая требования ПДД имел возможность избежать наезда на пешехода, но не сделал этого, водителю грозит уголовное наказание, в зависимости от последствий ДТП.

Согласно ст. 286 Уголовного кодекса нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортного средства предусматривает уголовную ответственность: 1) если пострадавший получил средней тяжести повреждения — ограничение свободы до трех лет с возможным лишением права управлять транспортными средствами на три года; 2) если пострадавший получил тяжелые травмы или погиб — от 3 до 8 лет лишения свободы, также возможно лишение водительских прав до 3 лет; 3) если погибло несколько пострадавших — от 5 до 10 лет лишения свободы с лишением права управлять транспортными средствами до 3 лет.

Ранее адвокат по ДТП Богдан Глядик рассказывал о том, на что влияет скорость при расследовании ДТП с пешеходом.

Выезд на место ДТП
Дела о лишение водительских прав
Уголовные дела ДТП (ст. 286 УК)

Юридическая консультация адвоката по ДТП, ✔ выезд адвоката на место ДТП, ✔ подготовка документов в полицию, в суд, административная жалоба, исковое заявление, апелляционная жалоба, ✔ защита в уголовном производстве по ст. 286 УК (ДТП с пострадавшими), ✔ участие в следственных действиях (осмотр места ДТП, допрос, обыск, избрание меры пресечения, следственный эксперимент, экспертиза по ДТП и т.д.), ✔ возврат водительских прав, ✔ обжалование штрафов за нарушение ПДД, ✔ дела о взыскании материального и морального вреда и др.

Адвокат по ДТП: 067 157-24-14 (после 20.00 — Viber, WhatsApp, Telegram), 093 602-83-47

Следите за нашими публикациями, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Facebook, Instagram, Twitter и канал YouTube, а также на наш Telegram-канал

Использование материалов с сайта GLYADYK.COM.UA для использования в публикациях разрешается только при наличии прямой активной ссылки на источник