Адвокат по ДТП: на что влияют данные скорости и времени

4
Ноя
2019

Уголовные дела по ДТП, их расследование, имеют свои особенности. Отличается отношение следственных органов и суда, если сравнивать с административными ДТП. И даже к установлению необходимых данных совсем другой подход.

Как ни крути, но даже в 21 веке, объяснения очевидцев являются если не важнейшим, то одним из важнейших доказательств при расследовании уголовного преступления. Актуально это и для расследования дел по ст. 286 УК Украины (нарушение правил безопасности дорожного движения, следствием чего стало получение пострадавшим средней тяжести или тяжелых травм, смерть потерпевших).

На основании объяснений проводят экспертизы. Различные экспертные методики позволяют проверить правдивость объяснений, в т.ч. и во время проведения следственного эксперимента — следственное действие, с помощью которого на местности (на месте ДТП) проверяются объяснения свидетеля, сопоставляются данные им показания.

Важным для расследования ДТП является установление величин скорости и времени. И вот здесь и появляются субъективные данные, которые следствие должно использовать для проведения объективного расследования.

См.: Осмотр места ДТП

Почему субъективные данные? Обычно, когда очевидцев опрашивают, они дают показания, что, например, автомобиль двигался «очень быстро» и все произошло в «одно мгновение». Но «быстро» и «одно мгновение» это не конкретные показатели, которые можно было использовать для проведения расчетов. Для расследования уголовного дела по ДТП нужны более конкретные показатели. И тогда, часто под давлением следствия, свидетели называют какую-то скорость (50, 60, 100, 150 км/ч.), или время (1, 2, 5 сек.). И уже на этих показаниях проводятся исследования, на основании которых позже следствие обвиняет водителя и пытается привлечь к уголовной ответственности.

Однако, насколько просто установить скорость, с которой движется какой-то предмет, наблюдая за ним определенное время? А насколько просто определить время (например, при движении автомобиля в поле зрения свидетеля, время движения транспортного средства на определенном отрезке дороги и т.д.)? Часто свидетели (самостоятельно или под давлением следователя) легкомысленно пренебрегая значением данных ими показаний, указывают какую скорость, время.

А теперь о том, почему это важно!

Давайте рассмотрим пример, когда среднестатистический автомобиль движется со скоростью 50 км/ч. в обычных дорожных условиях. За 1 сек., на скорости 50 км/ч. автомобиль проедет 13,9 м. Для полной остановки автомобиля, который двигался со скоростью 50 км/ч. нужно около 20-25 м. (это расстояние может быть другим, в зависимости от очень многих факторов (времени года, суток, погодных условий, состояния автомобильных шин, веса автомобиля, тормозной системы автомобиля и т.п.). То есть, для остановки автомобиля со скорости 50 км/час. требуется около 1,5-2 сек.

Но когда автомобиль начинает тормозить? — Когда тормозной механизм уже задействовано (водитель уже нажал педаль торможения). А для того, чтобы нажать на педаль торможения, сначала водитель должен понять о такой необходимости. Фактически, в дорожной обстановке, водитель должен сначала выявить событие, которое будет требовать от него тормозить.

Так вот, когда на дороге происходит что-то, что требует от водителя реакции торможения, организм водителя 1) сначала должен понять, что что-то происходит, 2) после того как водитель понимает, что есть какая-то опасность, он должен принять решение как на эту опасность реагировать. Приняв решение, что нужно тормозить, 3) водитель переносит ногу на педаль торможения, 4) начинает на эту педаль давить. Все это время автомобиль продолжает двигаться, как мы отметили, со скоростью 50 км/ч., не уменьшая скорость. По общим экспертным данным, на все это необходимо около 1,5 сек. (это время может изменяться в зависимости от очень многих обстоятельств, может быть и большим). После того как водитель нажимает на педаль торможения, автомобиль не останавливается сразу, а продолжает двигаться, просто замедляясь.

В результате, для полной остановки автомобиля со скорости 50 км/ч., с момента, когда возникает событие, которое предусматривает, что водитель должен тормозить, необходимо около 3,5 с. (опять же, этот показатель может меняться). После экспертных расчетов, устанавливается, что для остановки автомобиля нужно уже около 30-32 метров (эти данные также могут расходиться, например от 28 м. до 40 м.).

В результате, субъективно указаны данные скорости и времени, могут иметь решающее влияние на судьбу водителя, которому позже, на основании этих данных, будет грозить уголовная ответственность.

Адвокат по ДТП, работая в уголовном производстве, готовя своего клиента к даче показаний (в качестве свидетеля, подозреваемого или обвиняемого), должен в т.ч. и проверить те показания, которые хочет дать клиент на их способность, то есть действительно ли, то, что хочет указать клиент объективно могло иметь место. Кроме письменных объяснений, эти же данные нужно будет еще подтвердить во время такого следственного действия как следственный эксперимент, к чему автоадвокат также должен готовить клиента.

Неправильно рассчитанные данные скорости и времени, могут повредить клиенту, ведь могут показать, что водитель виновный в ДТП. И это вовсе не означает, что водитель должен говорить неправду, чтобы выгородить себя. Иногда эксперт может признать такие данные «невозможными», или если совсем научно — несостоятельными (такими, которые не могли быть в конкретной ситуации). Следствием этого станет то, что эти показания не будут принимать во внимание.

Адвокат должен осуществлять эффективную защиту клиента в уголовном производстве, оказывать квалифицированную правовую помощь клиенту независимо от его процессуального статуса (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый). В это понятие входит и то, что нужно просчитывать конкретную дорожную ситуацию, анализировать имеющуюся информацию. Быстро и квалифицированно сработать может адвокат, специализация которого именно ДТП.

Итак, мы видим, что «быстро» и «мгновенно» для обычного гражданина и для специалиста в делах по ДТП (следователь, прокурор, эксперт, адвокат по ДТП) — разные понятия. Наука дает объяснение каждой секунде и каждому километру в делах по ДТП (и не только). Что может показаться не слишком важным одному, может иметь решающее значение для другого.

P.S. Если внимательно вдуматься в цифры, указанные выше, можно получить ответ на вопрос, почему так важно соблюдать безопасную дистанцию движения.

Ранее АвтоЮрист рассказывал об уголовной ответственности за ДТП с пострадавшими.

Выезд на место ДТП
Уголовные дела ДТП (ст. 286 УК Украины)
Административные ДТП (ст. 124 КоАП)

Юридическая консультация адвоката по ДТП, выезд адвоката на место ДТП, подготовка документов в полицию, в суд, апелляционная жалоба, защита в уголовном производстве, участие в следственных действиях (осмотр места ДТП, допрос, обыск, избрание меры пресечения, следственный эксперимент, экспертиза по ДТП и т.д.), дела о лишении водительских прав и др.

Звоните: 067 157-24-14 (после 20.00 — Viber, WhatsApp, Telegram), 093 602-83-47

Следите за нашими публикациями, подписывайтесь на нас в социальных сетях: https://Facebook.com/AutoYrist, https://Instagram.com/AutoYrist и канал https://YouTube.com/BogdanGlyadyk