Относительно гражданской ответственности автовладельцев

20
Янв
2015

avtostrahovkaПервый договор страхования транспортного средства был заключен в Соединенных Штатах Америки в 1898 году. С развитием автомобилестроения и, соответственно, увеличением количества автомобилей на дорогах, встал вопрос ответственности водителей за причиненный в дорожно-транспортном происшествии ущерб. В 1925 году в штате Массачусетс (Бостон, США) было введено обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств.

Именно с этими ключевыми фактами можем связывать начало развития автомобильного страхования.

В Украине попытки ввести обязательное страхование ответственности владельцев автомобилей начались еще в 1994 году. Однако полноценно такой вид страхования, как обязательный заработал с 01 января 2005 года, когда вступил в действие принятый 1 июля 2004 № 1961-IVЗакон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».

Тотальная автомобилизация населения, имеет одним из последствий увеличения количества дорожно-транспортных происшествий. Сегодня Украина занимает одно из передовых негативных мест в мире по состоянию безопасности на автодорогах. По данным Госавтоинспекции, в 2013 году в Украине официально зарегистрировано 191 005 автомобильных аварий, в которых пострадали более 30 тыс. граждан, в том числе около 5 тыс. погибло. Как следствие высокой аварийности, значительны и показатели сумм причиненного в результате ДТП вреда имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью граждан.

Именно поэтому, основной задачей обязательного страхования ответственности автовладельцев является решение проблемы обеспечения возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевших при эксплуатации наземных транспортных средств на территории Украины.

Однако, в последние годы приходится наблюдать несостоятельность этой системы выполнять свою основную задачу в полной мере. Появляются страховые компании, которые не способны полноценно выполнять свои обязательства. Водители, которые в свое время (2011-2012 годы) не получили возмещение полученного в результате ДТП вреда от ряда страховых компаний, до сих пор еще не могут решить этот проблемный вопрос.

Так, законодательством предусмотрено, что в случае недостаточности средств и имущества страховщика Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) возмещает ущерб пострадавшим. Однако, обязательным условием осуществления такого возмещения является необходимость признания страховой компании-должника банкротом, что требует достаточно длительной процедуры. Получается ситуация, когда водители не имеют физической возможности получить причитающиеся им суммы возмещения ущерба. Отдельные автовладельцы обращаются в суд с исками о взыскании средств с водителя, который собственно нанес этот ущерб. Появились судебные решения, которые, несмотря на выполнение виновным в причинении ущерба водителем требования застраховать свою ответственность, постановляют взыскать с этих водителей сумму ущерба. Получается, что автовладелец застраховал свою ответственность, за что заплатил деньги, после этого еще и должен компенсировать причиненный в дорожно-транспортном происшествии ущерб. Другой проблемой является распространенные случаи затягивания выплаты страхового возмещения отдельными страховщиками. Данный факт негативно влияет на репутацию рынка страхования ответственности автовладельцев в целом.

Как следствие, растет недоверие со стороны водителей, для многих из которых обязательное страхование начинает сводиться лишь к приобретению дешевого полиса автогражданки для предъявления его в случае необходимости, сотруднику Госавтоинспекции.

Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривает ответственность за управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе или не предъявившым для проверки, в случаях предусмотренных законодательством, полиса (договора) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. За такое нарушение предусмотрен административный штраф в размере от 425 до 850 грн.

Сегодня механизм решения проблемы возмещения вреда причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия имеет следующий вид. При наступлении ДТП водители вызывают на место аварии сотрудников Госавтоинспекции. Последние составляют материалы дела об административном правонарушении (схему ДТП, отбирают объяснения у участников и свидетелей автомобильной аварии, при необходимости проводят освидетельствование водителя на состояние опьянения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении водителя, которого считают виновным, а также изымают у этого водителя водительское удостоверение). В течение трех последующих дней виновный в совершении ДТП водитель должен уведомить страховую компанию, в которой он приобрел полис страхования о наступлении страхового случая. В дальнейшем его участие в урегулировании выплат по общему правилу практически прекращается. Собирать справки, судебные решения, проводить осмотр транспортного средства и т.п. заинтересована собственно пострадавшая в ДТП сторона. В течение 90 дней со дня написания пострадавшим заявления об осуществлении страхового возмещения, страховая компания должна принять решение о том, будет ли выплачивать страховое возмещение, и в случае принятия положительного решения, выплатить ущерб. И даже, если страховая компания этой обязанности не выполнит, виновный водитель фактически никакого участия в помощи решения этой проблемы не обязан принимать. А если так, тогда возникает вопрос, зачем платить больше и выбирать действительно надежную страховую компанию?

Сегодня система обязательного страхования ответственности владельцев автомобилей требует изменений.

В сентябре 2011 года Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения» был внедрен механизм упрощенного оформления страхового случая (ДТП) и сообщения о его наступлении с помощью так называемого «европротокола».

Европротокол — специальный бланк уведомления, унифицированный на территории Европы, о наступлении ДТП, который заполняется водителями-участниками ДТП на месте аварии, затем предоставляется страховщику и становится основанием для выплаты страхового возмещения пострадавшим.

При наступлении ДТП водители имеют возможность зафиксировать ДТП самостоятельно, без привлечения сотрудников Госавтоинспекции. В таком случае виновный водитель не будет привлечен к административной ответственности (его не лишают водительских прав, не будет необходимости платить административный штраф). Однако воспользоваться такой возможностью можно не всегда.

Европротокол можно использовать в следующих случаях:

  • • если отсутствуют травмированные и/или погибшие в ДТП;
  • • у водителей отсутствуют признаки опьянения;
  • • все водители-участники ДТП застраховали свою гражданско-правовую ответственность и обладают полисами;
  • • все водители согласны с обстоятельствами аварии.

Стоит отметить, что на сегодня лимит страхового возмещения при использовании Европротокола составляет 25 тыс. грн., тогда как при обычном оформлении дорожно-транспортного происшествия, с привлечением сотрудников Госавтоинспекции, пострадавшие водители могут рассчитывать от страховой компании выплаты суммы в 50 тыс. грн. за вычетом франшизы (не более одной тысячи гривен).

Сегодня активно обсуждается также необходимость введения прямого урегулирования страховых случаев. Это в корне изменит систему обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Данный метод предусматривает, что страховые выплаты пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии будут осуществлять страховые компании, с которыми собственно пострадавший заключил договор страхования. После осуществления такой выплаты страховая компания будет получать компенсацию от страховщика водителя, виновного в совершении аварии.

То есть, такой механизм урегулирования страховых случаев позволит ускорить получение пострадавшими страховой выплаты, а также, что немаловажно, очистит рынок обязательного страхования ответственности автовладельцев от страховых компаний, которые не могут выполнять свои обязательства в полной мере.

При выборе страховщика, владелец транспортного средства прежде всего будет заинтересован в выборе надежной страховой компании, которая в случае наступления страхового случая сможет вовремя и полно осуществить страховое возмещение.

На сегодня механизм прямого урегулирования страховых случаев введен в Италии, Франции, России, Бельгии, Белоруссии.

О необходимости введения прямого урегулирования страховых случаев в Украине говорят уже достаточно давно. Изначально планировалось ввести механизм с 2015 года. Однако, поскольку соответствующие законодательные изменения не были внесены, сегодня прогнозируют возможность его введения с 2016 года.

Удастся ли новой Верховной Раде Украины создать качественный механизм функционирования института обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств покажет время. Следует заметить, что это играет важную социальную функцию в государстве. Даже с учетом того, что владелец транспортного средства как источника повышенной опасности несет гражданскую ответственность за причиненный транспортным средством ущерб, нет гарантии, что ему хватит средств возместить причиненные убытки. Такие убытки могут наноситься не только здоровью граждан и имуществу физических, юридических лиц, но и окружающей среде, государственному имуществу, имуществу органов местного самоуправления. Наличие качественного механизма обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев позволит создать и, в определенном смысле, своеобразную систему социальной защиты как самих автовладельцев, так и пострадавших.

АвтоЮрист Богдан Глядик, Юридическая газета,
№46-47 (440-441), 23 декабря 2014