Запись видеорегистратора как доказательство: разрешено или запрещено?

23
Апр
2012

20 октября 2011 Конституционный Суд Украины принял решение по делу по конституционному представлению Службы безопасности Украины относительно официального толкования положения части третьей статьи 62 Конституции Украины, а именно: обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем.


Исследовав материалы дела Конституционный Суд Украины установил, что в аспекте конституционного представления относительно субъектов получения доказательств по уголовному делу в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности положения первого предложения части третьей статьи 62 Конституции Украины, согласно которому обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, следует понимать так, что обвинение в совершении преступления не может основываться на фактических данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности уполномоченным на то лицом без соблюдения конституционных положений или с нарушением порядка, установленного законом, а также полученных путем совершения целенаправленных действий по их сбора и фиксации с применением мер, предусмотренных Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», лицом, не уполномоченным на осуществление такой деятельности.

После принятия вышеуказанного решения многие водители столкнулись с позицией инспекторов ДПС, которая основывается на этом решении КС Украины и состоит в том, что водители не имеют права снимать на средства видеосъемки представителей милиции.

Обращаем внимание, что в решении КС Украины говорится об обвинении в совершении преступления, а не правонарушения.

В свою очередь считаю, что водители имеют право использовать средства видеосъемки для фиксации общения с инспектором ДПС.

Так, согласно части 4 статьи 55 Конституции Украины каждый имеет право любыми не запрещенные законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств.

В письме Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности от 01.06.2011 г. N 04-19/12-1092 о возможности применения гражданами средств аудио-, фото-, видеофиксации во время общения с работниками ГАИ также делается ссылка на статью Конституции Украина.

Также такая позиция изложена в письме МВД ГАИ № К-4836 от 25.11.2009г., В котором указывается, что при оформлении административных материалов между работником ГАИ и водителем, который нарушил Правила дорожного движения имеют место отношения, которые влекут за собой правовые последствия. С целью недопущения нарушения своих конституционных прав, а также для дальнейшего осуществления их защиты водители транспортных средств могут использовать средства фото-, видео-, аудиозаписи для фиксирования процесса оформления административных материалов работниками ГАИ.

Для физических лиц, а водители таковы, действует принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом».

На сегодняшний день действующее законодательство Украины не содержит запрета относительно аудио-, фото-, видеофиксации водителями действий работников ГАИ во время несения ими службы или оформления административных материалов.

Однако, несмотря на аргументацию своих действий согласно требованиям вышеприведенного законодательства водитель может услышать от инспектора ДПС ссылки на статьи 307 Гражданского кодекса Украины, в которой говорится о запрете на съемку физического лица без его согласия.

Во время несения службы инспектор ДПС является государственным служащим, субъектом властных полномочий и действует не от своего имени, а от имени государственного органа. Поэтому упомянутая статья ГК не может распространяться на действия инспектора ДПС при исполнении последним служебных обязанностей.

Учитывая вышеизложенное приходим к выводу, что водители для защиты своих прав и свобод имеют право осуществлять видео фиксацию процесса общения с инспектором ДПС, а также процесса оформления материалов об административном правонарушении.